ГРАФФИТИ НА ИКОНОСТАСЕ
(философское эссе в афоризмах и фрагментах)


  1. Чем чаще думаешь о смерти,
    тем больше нравишься ты ей
  2. Пускай вопросом дружбу я нарушу,
    дыханье от волнения тая:
    не для того ль ты обнажаешь душу,
    чтоб тело спрятать от меня?
  3. Пасхальная выставка мужской эротической фотографии
  4. Любовь — это болезнь, которая, к сожалению, половым путём не передаётся
  5. Вера — жировая складка Разума.
  6. Религия — это частная собственность на небо.
  7. Во многом знании — не малая ответственность.
  8. Роддом — пусковой участок бытия.
  9. Творчество — это всегда игра перед случайными прохожими.
  10. Чтобы не помнить зла, нужна хорошая память.
  11. Прошлое дано в памяти. Настоящее — в переживании. Будущее — в деятельности. Единство памяти, переживания и деятельности утверждается только творчеством. Только оно объединяет время и даёт человеку целостность его бытия — «вечность».
  12. Завести детей — всё равно, что завести будильник на всю оставшуюся жизнь.
  13. Если женщина перестаёт мыслить — значит быть обеду.
  14. Прозу жизни всегда читают по складам.
  15. Тому, кто торит свою дорогу, не обязательно ставить рекорд скорости.
  16. О, православная Русь!
    Я от тебя прусь!
  17. Моя Родина — не Россия и не СССР. Моя Родина — библиотека.
  18. Стоит маленький мальчик, пукает и моргает. Моргает и пукает. И он свободен.
  19. Искусство по определению не может быть страшней или прекрасней жизни. Если оно представляется таким, то это первый признак плохого искусства. Цель искусства — не в том, чтобы в чём-то превышать жизнь, а в том, чтобы исследовать её своими специфическими средствами…
  20. Есть такой товар, который покупается всегда слишком дорого, а продаётся всегда слишком дёшево. Этот товар — свобода.
  21. Завидую тем оптимистам, которые считают, что скоро наступит конец света. Скорее, он уже наступил, и мы здесь только отбываем наказание после Страшного Суда…
  22. Чуть погорев, дрова истлеют.
    Тепло от них — всего на миг.
    Но навсегда тебя согреют
    костры из гениальных книг.
    Огонь страниц — высокий, строгий —
    иные озарит пути.
    Лишь повнимательней их строки
    перед сожжением прочти.
  23. Любовь – это профилактика смерти.
  24. Кандидат склифософских наук.
  25. Маленькая ночная канонада.
  26. Фигуры высшего пилотажа чётко видны только на ясном небе.
  27. Главное, чем сейчас может быть привлекательна фигура Наполеона – не преступлениями его и не военными заслугами, а энергетикой и дерзостью его личности.
    Жизнь Наполеона – это танец на краю пропасти с зажжённым факелом. При чём самому танцору всё равно, подпалит ли он деревенское сено, или осветит путь заблудившемуся страннику: до того он увлечён самим танцем, только и только им…
  28. Книги Э. Лимонова – винегрет из свежих овощей и говна…
  29. Атомная бомба – явление не столько научное, сколько политическое.
  30. Когда продают Россию, рано или поздно выясняется, что предложение превышает спрос.
  31. В Европе мы любим Россию, в России мы любим себя. (Краков, 21.07.03.)
  32. Гражданское общество там, где водители уступают дорогу пешеходам. (Краков, 21. 07.03.)
  33. Чем ночь темней, тем ярче светит сердце…
  34. Евангелие от Морфея.
  35. Кто здесь с ума сошёл,
    не прячься перед светом:
    в России хорошо
    бандитам и поэтам.
  36. Священномудрый никогда не опаздывает. Потому что он навсегда уже успел.
  37. Вам нужна великая Россия? А нам нужно процветающее человечество!
  38. Число «1» равным образом выражает и первенство, и одиночество…
  39. Друг не тот, с кем часто встречаешься, а кого часто вспоминаешь.
  40. Чтобы вернуться, нужно вовремя уйти. (Ю. Золоткова.)
  41. Из двух мыслителей – консервативного и революционного наименее утопичен талантливый.
  42. Вера в бога – это та щель, через которую из головы человека вытекает Разум.
  43. Не желай добра тому, кто не знает, что с ним делать. Добро пойдёт ему только во вред.
  44. О сколь многом можно сказать со вздохом сожаления: это слишком старо, чтобы оставаться истиной!
  45. Говорить о том, что мир без чудес стал бы скучен, - всё равно, что говорить художнику, что созерцать чужие картины лучше, чем создавать свои.
  46. Хор басов в рясах:
    Мы не пашем, не сеем, не строим.
    Мы гордимся божественным строем.
    Вы трудитесь, а мы вам поможем
    восхищаться творением божьим.
  47. Ничто так не оплодотворяет мысль, как чужая творческая импотенция.
  48. Вопрос о вере в бога – это прежде всего вопрос о доверии людям, которые о нём говорят.
  49. Есть «остаточное зрение», есть и «остаточная религиозность». Правда, если в первом случае мы имеем дело с утратой полноценного зрения, то во втором – с его частичным возвращением. Человек уже не отождествляет себя с той или иной конфессией, но считает необходимым верить в абстрактного, внеконфессионального бога хотя бы затем, чтобы обосновать свои моральные поступки или объяснить то, что выходит за пределы понимания его Разума.
  50. Если наука откроет бога, то церковь первой станет отрицать его зримое существование. Что это за бог, чье бытие измеряемо приборами?
  51. Юмор бога, очевидно, состоял в том, что он позволил возникнуть дьяволу. И действительно, благодаря дьявольским проделкам на Земле стало если не радостно, то, по крайней мере, веселее, чем до грехопадения.
  52. На мировом чемпионате по спортивному голоданию первые места взяли русские, обогнав африканцев и северных корейцев. Как заявили тренеры российской команды – чиновник Агропрома и священник православной церкви, - выиграть помогла русским национальная привычка питаться Святым Духом.
  53. Совершить самоубийство Бетховену было просто некогда. Он работал.
  54. Работа не волк: она съедает человека не по частям, а полностью.
  55. Жизнь – это океан, переходимый человеком вброд.
  56. Что такое счастье, это каждый понимает по-своему. Но в России все хотя бы бессознательно знают, что быть счастливым – значит правильно выполнять решения начальства.
  57. Рай для атеиста – это будущее, сохраняющее результаты его деятельности.
  58. Только в такой неинтеллигентной стране, как Россия, могла появиться интеллигенция.
  59. …Я доверяю дневнику,
    что никогда не изреку.
    И доверяет мне дневник,
    чего нет ни в одной из книг…
  60. Противоположностью жизни животной является смерть. Противоположность жизни человеческой есть жизнь нечеловеческая, животная, бессмысленная… А от неё обещание загробной жизни не спасает.
  61. Традиция – культурный аналог инстинкта.
  62. Любое сердце – доносчик: стучит докторам на своего хозяина.
  63. Современный Запад – страна непуганых пенсионеров.
  64. Голод – лучшая приправа.
  65. Посуда бьётся к счастью для хозяев, но к несчастью для гостей.
  66. Брак – это растянувшиеся на всю жизнь похороны любви.
  67. Наше дело – менять времена!
  68. Не возжелай жены ближнего своего, а то он возжелает тебя.
  69. …Она вила из него верёвку, чтобы он на ней потом повесился…
  70. Домашнее прозвище жены: «случайная вибрация мирового нерва».
  71. Насильно сыт не будешь.
  72. Прежде, чем решиться на публикацию своей фотографии в прессе, представь, что твоим лицом кто-то подтирает свою задницу…
  73. Молодость в России – это диагноз, который ставит военкомат.
  74. Американцы и русские освоили космос научно. Англичане и немцы – музыкально.
  75. Когда идеи овладевают массами, они сами оказываются изнасилованными.
  76. Атеист не «верит» в отсутствие бога, а «делает» это отсутствие, то есть устраняет своей жизнедеятельностью всякую потребность в нём хотя бы для себя.
  77. Босикомое.
  78. Кто не работает, тот ест того, кто работает.
  79. Бойтесь поэтов, обладающих хорошо поставленными голосами!
  80. Когда умирает надежда, – рождается мужество.
  81. Плохое искусство является плохим именно потому, что оставляет реципиента в исходной точке.
  82. Чисто там, где не ссорят.
  83. Природа отдыхает на детях только после работы над родителями.
  84. Графоману нужна слава, мастеру – читатель.
  85. Когда в науке или искусстве коллеги становятся конкурентами, то это – уже не наука или искусство, а – бизнес.
  86. Если искусство не требует жертв, оно жертвует собой.
  87. Рабочий день укорачивает жизнь на восемь часов. (С. Вискунов)
  88. Сможет ли поколение, выбравшее водку, понять поколение, выбравшее пепси?
    Сможет, если появится поколение, которое предпочтёт этому выбору мучиться от жажды. (Совместно с Ю. Золотковой)
  89. Можно реставрировать храм. Но как вы отреставрируете паству?
  90. Стрелки всех часов указывают в сторону смерти.
  91. О прошлом забудешь верней,
    служа чиновнику и бандиту:
    ставит памятник скульптор-еврей
    царственному антисемиту!
  92. Когда русским не о чем говорить, они говорят о боге или о евреях.
  93. Русские только сейчас, похоже, стали понимать, что жить по-человечески и быть людьми – это не одно и тоже.
  94. Случай на Rainbow-2003. (Со слов Егора Курганского)
    Ночные посиделки у костра. Спорят два хиппаря: один «олдовый», лет сорока, другой молоденький, этакий «хиппочка-лапочка», весь в фенечках, полный юношеского максимализма.
    «Хиппочка-лапочка» заявляет:
    - Существует только то, что я вижу.
    «Олдовый»:
    - Ты это серьёзно?
    - Да!
    - То есть ты хочешь сказать, что то, что ты не видел, не осязал, не вдыхал и так далее, не существует?
    - Именно!
    - Хорошо. В таком случае, не существует твоих мозгов.
    Пауза. «Хиппочка-лапочка» напряжённо думает и изрекает:
    - А я их видел в больнице, на топограмме!
    «Олдовый» улыбается:
    - Ну, не мне тебе объяснять, что можно сделать в компьютере с помощью фотошопа!
  95. Иисуслик.
  96. Поэт встречается с обществом на площади бумажного листа.
  97. На кладбище Великих Идей самая большая могила была приготовлена коммунизму. Но труп до сих пор не найден.
  98. Мендельсон. Симфония № 2. Музыкальное опровержение антисемитизма.
  99. Надпись на иконостасе: «Абонент выключен, или находится вне зоны обслуживания».
  100. Опрятный атеист выглядит убедительней неряшливого христианина.
  101. Интернационализм – патриотизм человечества.
  102. Не боги сердца обжигают.
  103. При Пеночете в Чили сжигали всю «коммунистическую литературу», предполагая, что начинать надо с Вольтера. В России 90-тых годов произошло то же самое – в мозгах «либеральной» интеллигенции.
  104. Не делай сегодня то, что можешь сделать завтра с меньшими затратами!
  105. Религия – это политика, которая скрывает свою зависимость от экономики.
  106. Жить наотмашь.
  107. Если смех не служит ключом к мудрости, то он раскрывает только свою собственную пустоту.
  108. Искусство – это перевод чувств и мыслей с личного языка на общечеловеческий.
  109. Культурой проще всего управлять там, где ее нет.
  110. Мамонты – захипповавшие слоны.
  111. Среди правильных перспектив питерских улиц, которые, кажется, устремлены в будущее, совершать революцию, – одно удовольствие. (Ю. Золоткова)
  112. Борису Рыжему
    Он умер, и его грехи
    игрою стали нам казаться.
    Поэт, равно как и стихи,
    чтоб вызреть, должен отлежаться.
  113. Изобретя свою поэтику,
    не забывай, поэт, про этику.
  114. Как по секрету мне сказал Казарин,
    стихов не сочиняют на базаре.
    Нелепо это, как бы если денди
    наряды покупали в секонд-хэнде.
  115. Чтоб с Пушкиным сойтись запанибрата,
    свою поэзию он делал глуповатой,
    забыв, однако, что в погоне за словцом
    поэт не должен становиться сам глупцом.
  116. Когда умирают хиппи, - они улыбаются,
    и плачут, когда влюбляются.
  117. Когда война, или пожар окрест,
    или желудок сводит с голоду,
    христианин хватается за крест,
    безбожник же – за голову.
  118. О подлинности веры поп вещает.
    Его послушал я, и понял, наконец:
    среди богов подделок не бывает
    не ясен потому что образец.
  119. Научившись приручать тигров, забываешь, как убить комара.
  120. Чем добродетельнее христианин, тем человечнее его бог. И чем он порочнее, тем мистичнее его божество. (Перефразируя Л. Фейрбаха.)
  121. Чудеса – топливо религии.
  122. Цель книги – не она сама, а читатель.
  123. Честность – это цельность. Вот почему чеховский интеллигент не был набожен: это раскалывало бы его честную, цельную натуру.
  124. Транссексуализм, гомосексуализм, бисексуализм и т. д. и т.п. – вывернутое наизнанку христианское целомудрие – отрицание половых признаков в поведении человека.
  125. Наука любви – наука экспериментальная.
  126. В стране, где СМИ приспосабливаются к уровню кухарки, кухарки управляют государством.
  127. Чувства всегда приземляют в итоге.
    Полет красоты повседневен и тих.
    Чем меньше в стихах говорится о боге,
    тем больше поэзии в них.
  128. Поэзии с наукой изменяю?
    Да нет же! Я с обоими «на ты».
    С одной – красоты истин постигаю,
    с другою – очевидность красоты.
  129. «Природа – не храм, а мастерская, а человек в ней – работник». Именно так! Разве хороший работник станет разрушать свою мастерскую? Разве он не будет заботиться о ней? Заботиться о том, чтобы не иссякал материал для работы, и ничто не мешало работе. Разрушают же храмы – ради строительства другого храма. В этом смысле христиане, разрушившие Херсонес и Парфенон, ничем не отличаются от сталинистов.
  130. «Ворюга мне милей, чем кровопийца» (И. Бродский). Именно поэтому практичные иудейские обыватели пощадили Варраву и распяли Христа, может быть, и ошибаясь на счет личности последнего, но отнюдь не на счет личностей многих его учеников.
  131. Чтобы вернуться, нужно вовремя уйти. (Ю. Золоткова.)
  132. Когда Пушкин сидел в Болдино и писал «Маленькие трагедии», столицей России, по крайней мере, литературной, было именно Болдино.
  133. Там, где нечего терять, обычно ничего и не ищут.
  134. Ты по водам пройдёшь, аки по суху, но следов ты на них не оставишь.
  135. «Духовность» – это сыр в мышеловке. Мышеловка – религиозный фанатизм.
  136. От комического до космического – один звук.
  137. Нам без утопий не прожить,
    но знай различье это твердо:
    конструкторские чертежи –
    не травка над ослиной мордой.
  138. Шахерезадница.
  139. Я люблю читать книги под музыку. Тогда воспринимаешь их как песни.
  140. Рынок – это диктатура посредственности. «Тоталитаризм» – посредственность диктатуры.
  141. Гегель хотел заставить думать бога, а научил думать человека.
  142. Верующий видит в тайне чудо, а ученый в чуде – тайну.
  143. Когда общество полагает, что человек принадлежит труду, его досуг оно превращает в обесчеловеченное время.
  144. Чем больше зла приносишь обществу, тем больше от него зависишь. Чем больше пользы, тем больше оно зависит от тебя.
  145. Материализм - это учение о родственных связях человека со всем, что его окружает.
  146. Садовник посадил дерево. Поэт написал об этом дереве стихотворение. Не является ли садовник соавтором поэта?
  147. Если есть что сказать, но молчат, – это не мудрость, а леность.
  148. Фундаментализм (любой) – это фундамент без стен и крыши.
  149. Дорога лечит больные ноги.
    Больные руки излечит дело.
    Сколь ни молись, не смогут боги
    слепить тебе другое тело…
  150. Что мне платоновские тени
    и заповеданный Закон?
    Мне глаз любимой не заменят
    зрачки с намоленных икон.
  151. Относясь к дураку как к равному, сам рискуешь стать дураком.
  152. Когда умолкают поэты, тогда оглушительна ложь.
  153. Столичный снобизм есть продукт самоунижения провинции.
  154. Хорошо пасти святых коров на сытый желудок.
  155. Горилка-говорилка.
  156. Для деятельного человека христианский рай – мир незыблемых сущностей – предстанет адом. Какой смысл в спасении души, если ей оставят только одно занятие: лицезреть своего хозяина? Атеист свою душу спасает своими делами и рай для него – это будущее человечества, в котором сохраняются результаты его деятельности.
  157. Чудеса случаются только среди обыденности.
  158. Жалость унижает человека? Только когда служит возвышению жалеющего.
  159. Молитва «олдового» хиппи по прозвищу Атомный Вася:
    «Иже еси на небеси?
    Там и виси».
  160. Общее между дворянской и криминальной (блатной) субкультурами:
    1. обе прибегают к насилию как к средству разрешения моральных проблем (дуэли); 2. сортируют людей по внешнему для личности, сословному (корпоративному) принципу; 3. исповедуют культ власти, авторитета, иерархии, силы; 4. сводят моральные нормы к ритуалу: предполагают тождество слова и дела («за «базар» ответишь»; инакомыслие как уголовное преступление в царской России (судьба Петрашевского и др.)); 5. их языковые нормы обособлены как от живого народного языка, так и от языка литературного. Идеализация русского дворянства михалковыми, шафаревичами – оборотная сторона «криминальной революции» 90-тых годов.
  161. Стерванозавр.
  162. Если б жил я в Питере,
    то ходил бы в свитере,
    в шарфе вдохновенном,
    думал бы о бренном
    только свысока…
  163. Домашнее животное – это ребенок, который никогда не повзрослеет.
  164. Не глядя в мир, не станешь зрячим.
  165. В религии – власть над природой, именно власть (бога, жреца-чудодея). В науке же – уважение к природе, вслушивание в нее…
  166. По ТВ показывали, как православный священник освящал новенький танк. А вот интересно, если окропить святой водой атомную бомбу, станет ли она безопаснее для православных?
  167. Попса, как правило, безнравственной – по содержанию – не бывает. Совсем напротив, чем произведение бездарней, тем больше автор в нем морализирует.
  168. Недостаток России – в грандиозности ее достоинств.
  169. Жизнь распахивают годы,
    как сквозняк – окно в ночи.
    И утрату от свободы
    мне уже не отличить.
  170. Свобода глупа как женщина. Женщина глупа как свобода. Но мужчина глупее их. Потому что любит ту и другую.
  171. Пессимизм – одна из самых коварных форм соглашательства с окружающей действительностью (Ольга Наумова).
  172. Урал не задает
    лишних вопросов.
    Где жизнь моя – не мед,
    там я – философ.
    Словно камень, который затачивает,
    провинция – сосредотачивает.
  173. …В сердце поэта – не трещина мира, а линия фронта…
  174. Минувший Хам смещен до срока
    не узнанным Грядущим Хамом.
    В семнадцатом я был бы с Блоком,
    чтоб после сгинуть с Мандельштамом.
  175. Мораль евангельской притчи проста
    (средь прочих моралей про чудо):
    интернационалиста Христа
    предал патриот Иуда.
  176. Известное выражение: «Если бога нет, то всё дозволено», есть перевёрнутая точка зрения самой религии, считающей, что источник обоснования моральной свободы – только в боге. Моральный нигилист именно потому религиозен, что не ищет источник нравственности в себе, в самом человеке. Для неверующего же гуманиста основа нравственности – инвариантность морального поступка: я поступаю нравственно потому лишь, что иначе поступить просто не могу. Поступить иначе для меня значит изменить своему Я. Это как в писании стихов: работать над словом до тех пор, пока не увидишь, что вариантов данному слову больше нет. Причём этическая и эстетическая инвариантность в равной степени достигается не подражанием сакральным канонам, а творческим развитием ума и чувств.
  177. Совокупность всех человеческих проблем называется человеческим счастьем.
  178. Чем больше я понимаю людей, тем меньше они понимают меня.
  179. В книге афоризмов точку ставит не автор, а издатель.

    (14.10.1999) — (26.04.2003) – (17. 04. 2004) –
    (08. 07. 2004) – (13. 11. 2004).
    – (07. 04. 2005) – (04. 08. 2005)
    – (22. 10. 2005).
    Елизавет.
На главную  |  В начало
Hosted by uCoz