БЮРОКРАТИЯ ОТ СОЦИЛИЗМА


«Снятие самоотчуждения проходит тот же
путь, что и самоотчуждение».


К. Маркс.


Деятельность якобинского Конвента впервые в истории продемонстрировала вырождение революции. Власть выходцев из народа обращается против самого народа - бюрократизируется. Но в XVIII веке это было лишь интересным казусом. В тех условиях организация революционеров могла превратиться лишь в буржуазную бюрократию.
Русская революция стала антибуржуазной. Она выпрыгнула за рамки капитализма, но выйти за пределы индустриальной основы общества не могла в принципе. Это предопределило её бюрократическое вырождение. В нашем исследовании мы рассмотрим и сам процесс, и результат этого вырождения.

БЮРОКРАТИЯ вместо СОЦИАЛИЗМА.
(сущность и краткий очерк истории советского общества)

«С живого тела революции сдиралась кожа,
в неё хотело рядиться новое время,
а кровавое живое мясо, дымящиеся внутренности
пролетарской революции шли на свалку,
новое время не нуждалось в них. Нужна
была шкура революции, эту шкуру
и сдирали с живых людей. Те, кто натягивал
на себя шкуру революции, говорили её
словами, повторяли её жесты, но имели
другой мозг, другие лёгкие, печень, глаза…»

В. Гроссман. Жизнь и судьба.


Зародившаяся в эпоху Возрождения новоевопейская цивилизация привнесла своё представление о мире, месте человека в нём и вытекающие из него новые идеалы и ценности. Это свобода, равенство и братство всех людей, самостоятельное критическое мышление, (во всех случаях уповающее лишь на себя и на опыт, во всём сомневающееся, отвергнувшее все предрассудки и авторитеты) и свободное развитие человека. Лучшие умы Нового времени стали размышлять о путях воплощения их в жизнь - создаются утопии и социально-философские учения. В 18 м веке появились социальные учения просветителей. В головах передовых людей того времени создаются картины общества, воплотившего в повседневную жизнь людей все эти идеалы - общества свободы, равенства и братства, основанного на разумных принципах и развивающего научное знание для улучшения жизни людей и усиления их власти над природой. Но первая попытка практического воплощения идей Просвещения обернулась жутким разочарованием. Капитализм не принёс ни реального равенства, ни свободы, не говоря уже о братстве. Появляются новые теории и социальные проекты т.н. утопического социализма. В понимании природы общества первые социалисты остались на уровне методологии мыслителей Нового времени, трактовавших его как результат сознательного соглашения людей - общественного договора (открытого или молчаливого). Люди сами должны осознать неразумность нынешних своих отношений, собраться, собраться и создать общество без частной собственности. В таком обществе все взрослые здоровые граждане должны совместно трудиться в общественном же производстве, распределяя созданный продукт по труду, либо по потребности. Все равны, свободны и счастливы, в отношениях людей господствует солидарность и взаимовыручка.
Марксизм частично унаследовал представление своих предшественников об обществе будущего. Социализм либо коммунимзм понимается как единая большая фабрика в масштабах страны либо всей планеты - собственность коллектива ассоциированных производителей. Они совместно трудятся, "непосредственно обмениваясь" деятельностью. Производство конкретных продуктов планируется для удовлетворения потребностей всех и каждого. Затем произведённое свозят на общественный склад и распределяют между отдельными тружениками пропорционально трудовому вкладу каждого в единый процесс общественного производства - за вычетом резервного фонда и фонда развития. Это принцип социалистического распределения каждому по способности, каждому по труду. В дальнейшем развитие производства позволит распределять произведённое по потребностям - это и будет высшая фаза предсказанного Марксом коммунизма.
Но коммунизм возникает как неизбежный продукт естественноисторического развития человечества. Это развитие протекает по определённым объективным законам и обусловлено в конечном счёте развитием производительных сил - фундаментом человеческой жизни и эволюцией производственных отношений собственности. Капитализм рождает фабрично-заводскую промышленность, трактуемую Марксом, как непосредственно-общественную. В его теории этот тезис стал краеугольным камнем рационального обоснования неизбежности социализма. Поэтому фабричный рабочий для Маркса является потенциальным воплощением человеческой универсальности, могильщиком капитализма и зародышем общества будущего, в котором свободное развитие каждого станет условием свободного развития всех. Отсюда и его вывод о всемирно-исторической поли пролетариата.
Правда, в теории, как и в любой другой, оставалось много неясностей и неувязок. В черновиках 1844го года говорится об отчуждённом труде и даже сделан вывод, что отчуждённый труд -причина возникновения частной собственности и эксплуатации человека человеком. Но в дальнейшем эта тема абсолютно Марксом абсолютно не развита. Через 3 года будет написан "Манифест коммунистической партии", в котором обоснована историческая неизбежность захвата власти фабричными рабочими, которые возьмут под свой контроль промышленность в масштабах, как минимум, одной страны.Таким образом, общество будущего представляется, как единая фабрика или завод - непосредственно обшественное, продукты которого распределяются либо по труду, либо по потребности. Не вполне понятно, как такое общество будет обеспечивать свободное развитие каждого. Сам Ф.Энгельс признал, что по своей природе совместное машинное производство не признаёт автономии отдельного человека в рабочее время. ( "Об авторитете"0. Не вполне ясна связь поступков отдельных людей и групп, развития культуры и науки с экономическим базисом.Первые последователи Маркса постоянно сбиваются на экономический детерминизм в объяснении конкретных исторических событий. Точно также отрицание абстрактной внеисторической нравственности, абстрактных свободы и гуманизма не давала ясности в вопросе- в чём же заключаются конкретные свобода, гуманизм и нравственность. В результате первые марксисты лишаются мировоззренческого иммунитета перед заурядной беспринципностью. Забегая вперёд, отметим, что впоследствии, в ходе практического воплощения теории, эти "недоработки" сыграли роковую роль.
К концу 19го века положение рабочих в развитых странах мира стало улучшаться. Относительное обнищание пролетариата продолжается, но абсолютному - положен предел. В абсолютном смысле положение рабочих улучшается - сокращается рабочий день, появляется и совершенствуется социальное страхование, расширяются возможности отстаивания своих прав в рамках парламентарной демократии.Иными словами, рабочие получают возможность бороться за улучшение условий продажи своей рабочей силы и сносное существование в рамках капитализма. Решающую роль в этом улучщении сыграла организованная борьба самих рабочих за весь предшествующий период.
Из этого первые последователи Маркса могли сделать и сделали два принципиально различных вывода - это выводы Э.Бернштейна и Ленина.
Первый полностью отказывается от мировоззренческих и методологических основ марксизма в пользу неокантианства. Из эмпирического факта улучшения жизни рабочих он делает вывод об общей несостоятельности марксистского учения о пролетариате. Главная цель рабочего движения - борьба за лучшие условия продажи своей рабочей силы и комфортное место в рамках капитализма. Социалистические лозунги необходимы как средство мобилизации, ритуальная фраза для предвыборных лозунгов и недосягаемый идеал, мобилизующий рабочие массы для повседневной борьбы в смысле кантовского регулятитвного принципа. Отсюда и его пресловутый лозунг - "Конечная цель-ничто,движение-всё."
Ленин остался на почве мировоззрения Маркса - позднее он назовёт себя и своих сторонников "ортодоксальными марксистами". Из факта некоторого улучшения жизни рабочих при зрелом капитализме он сделал диаметрально противоположный вывод - условия повседневной жизни не позволяют рабочему осознать свои коренные жизненные интересы. Максимум, на что способны сами рабочие - это организация для борьбы за лучшие условия продажи своей рабочей силы. Для борьбы за социализм необходимы идеологи-интеллигенты, способные привнести идеи социализма в среду рабочих и создать рабочую партию - авангард класса пролеталиев,способную руководить всеми проявлениями классовой борьбы рабочих.
Сейчас, с высоты современного опыта, можно сказать, что в рассуждениях Ленина было верно почти всё - кроме одного. Если фабричное производство не есть непосредственно-общественное, то выводы получаются иные. Но претензии здесь будут не к Ленину, но к самому Марксу.Его тезис о непосредственно-общественном производстве остался великим теоретическим недоноском, не проработанным и не осмысленным - ни им самим, ни его ближайшими последователями, включая Энгельса. Как и тезис об отчуждении труда.В результате воэникли неясности в практическом применении теории, не преодолённые до сих пор всем левым движением.
В действительности же работник наёмного труда в принципе заинтересован лищь в наилучших условиях продажи своей рабочей силы - как можно меньше работать,как можно больше получать.Он остаётся страдающей стороной,подвергается эксплуатации и всем превратностям колебаний рыночной конъюнктуры. Рабочие борются с хозяевами и самоорганизуются в ходе этого противостояния. В рабочем движении зарождаются две тенденции. Первая - реформистская, ориентированная на компромисс с работодателями в обмен на сносные условия труда, социальные гарантии и врастание в полититческую смстему буржуазной демократии.Победа этой тенденции предполагает высокоразвитую капиталистическую экономику, гибкую "политическую элиту", способную на уступки, и развитый аппарат политических функционеров от рабочего движения ( рабочую бюрократию). Вторая. радикально-антибуржуазная тенденция преобладает в странах с недоразвитой или временно разбалансированной системой капитализма. В этом случае рабочие настроены тна радикальное противостояние "буржуям" вплоть до вооруженной борьбы за власть. В этои\м случае очень много зависит от "субъективного фактора" в лице социалистических интеллигентов-идеологов, способных повлиять на рабочих и стать их "передовым авангардом".
Советская Россия и стала первым позитивным воплощением радикальной антибуржуазности рабочего движения
Как показал весь последующий опыт левого движения в 20 столетии, такой прорыв возможен в странах периферийного капитализма с неразвитой системой капиталистического управления. Элементы её не притёрты друг к другу, являя собою пресловутое "слабое звено" в системе мирового империализма. Для прорыва требуется мощная организованная политическая организация и мощное идеологическое поле в общественном сознании. Очень многое зависит и от социокультурных традиций конкретного общества - поэтому левое движение до сих пор остаётся сильным во Франции, Германии и Италии и столь слабым - в англосаксонских странах. Технологическая основа общества при этом остаётся прежней - индустриальной. Но при этом меняется механизм опосредования, определяющий общественную полезность произведённого продукта. Если при капитализме всё стихийно выявляется на рынке- по горизонтали, то теперь всё производство планируется и регулируется из единого центра по единому плану.Механизм опосредования становится вертикальным и "сознательным", проиводится не прибыль, а плановые показатели. Вместо "нормального" капитализма появляется новая форма частной собственности, которую можно назвать превращённой формой товарного производства, а плановый показатель-превращённоё формой товара.Возникшее новое общество правильнее всего можно назвать бюрократической формой собственности- БФС, в котором бюрократия становится господствующим классом-собственником, распределяющим произведённый продукт и управляющим его производством.Плановая бюрократическая экономика имеет свои сильные и слабые стороны по сравнению с "обычным" монополистическим капитализмом и до определённого этапа смогла с ним соперничать на равных, до сих пор демонстрируя способность к успешному развитию в Китае. Управляемые эксплуатируемые производители являются наёмными работниками на государственных предприятия и основным объектом управления.
В нашей стране складывание и развитие бюрократического общества прошло через ряд этапов, повторившихся (в своих существенных чертах) в однотипных обществах Восточной Европы и Восточной Азии.
Сущность бюрократии заключается в принципе иерархии. Всякую организацию людей для какой-то деятельности, можно представить как целостную систему связей между составляющими её индивидами. Как единое целое всякая организация обладает единой совокупной волей, элементами которой выступают воли индивидов. Одни индивиды способны навязывать свою волю другим, низводя их до простого орудия. В бюрократической структуре данная тенденция доведена до логического конца, и представляет собой пирамиду. Единственным ее субъектом является стоящий на самой её вершине. А все остальные самостоятельны постольку, поскольку передают его приказы, указания, решения на нижестоящие этажи иерархии, и так до самого низа — непосредственных исполнителей-«винтиков», как любили писать в перестроечной публицистике. Единая верховная воля здесь как бы осуществляет эманацию себя. Отношения членов этой иерархии предельно формализуются, переходя в отношения господства-подчинения, в которых личные качества отдельного «винтика» имеют значения лишь в той мере, в какой удовлетворяют требованиям вышестоящих начальников. Бюрократия в целом представляет собой совокупный аппарат управления обществом, абсолютно ему неподконтрольный, но, напротив, сам его контролирующий. Бюрократическое управление имеет две стороны-ипостаси: подавление и организацию деятельности в рамках бюрократической структуры. Сообразно этим сторонам надо различать паразитическую и «рабочую»стороны управленческой деятельности.Они могут сочетаться в деятельности одного чиновника, в разные периоды истории могут преобладать в деятельности всего госаппарата, может преобладать в определённой части бюрократического аппарата. В целом в аппарате могут работать два типа личности.
Первый тип-это циничный исполнитель-карьерист, готовый на любой обман и предательство, лишь бы выслужиться перед начальством. Он мастер закулисной интриги, провокаций и борьбы за власть в замкнутом мирке элитной группы. Условно назовём его типом «Берия».
Второй тип-это моральный ригорист, «бюрократический протестант», аскет в повседневной жизни, добросовестный исполнитель, готовый пожертвовать своей жизнью во имя абстрактного идеала Партии, Вождя, Нации, Державы и т.д. Условно назовём его типом «Онисимов» в честь персонажа из романа А. Бека «Особое назначение».
Две стороны бюрократического управления с двумя типами личности взаимно дополняют друг друга, поочерёдно выходя на первый план в зависимости от общественной ситуации.
В целом историю развития бюрократического общества в нашей стране можно разделить на три периода.
1й период 1917-середина 1913х годов - складывание нового общества, как целостной системы со своей мифологией,идеологией и системой управления.
2й период середина 1913х-середина1916х - развитие на собственной основе и тиражирование на часть Европы и Азии.
3й период середина 1916х-1985год - скрытый кризис эпохи "застоя".
4й период 1985- до наших дней - продолжающийся в открытой форме кризис бюрократического общества с неопределённым (пока ещё) финалом.
Первый период, в свою очередь, делится на 3 этапа
1й эмбриональный -революция, гражданская война и военный коммунизм
2й этап- НЭП 1921-1928годы
3й этап индустриализация, коллективизация и культурная революция - завершающий и решающий этап складывания нового общества.
В Октябре 1917го года промышленный пролетариат вырвался из рамок капитализма, придя к власти в лице своего "передового отряда" - партии большевиков.После захвата власти она очутилась в объективно-бюрократическом отношении к подвластному обществу.Её преобразующая практика, субъективно гуманистически направленная к социализму и коммунизму, стала объективно-бюрократической.Жизнь объективно потребовала бюрократической централизации государства, сосредоточив всю власть в руках небольшой и всё более замыкающейся группы людей. Старая партийная гвардия с дореволюционным прошлым определяла политику партии и воспитывала молодое пополнение.Именно в это время в среде молодых коммунистов зарождается определённый стереотип восприятия действительности - наше общество самое передовое и справедливое, все его институты и идеалы безупречны, а всё плохое в нашей жизни - это результат ошибок, пережитков прошлого в сознании людей или происков врага. Действительность оценивается с точки зрения провозглашённого идеала - желаемое искренне принимается за действительное Так рождается миф бюрократического сознания..Забегая вперёд,можно отметить, что он развился в два варианта -
1я - коммунарское сознание, свойственное, к примеру, героям Платонова, красноармейцу Гусеву из "Аэлиты" и т.д. Мировая революция в этом варианте мифа выступает, как центральная сверхценная идея
2я разновидность - это государственнический вариант. Высшей ценностью выступает партия-орден меченосцев, воплощение всех истин и добродетелей в последней инстанции. Сталинизм становится завершённым идеологическим воплощением этого варманта бюрократического мифа.
В период становления в психологии первых советских и партийных работников преобладает первый вариант мифа - коммунарское сознание.Расплывчатый, но эмоционально окрашенный образ "светлого будущего" становится мощным психологическим стимулом революционно-преобразующей, гуманистической, но уже бюрократической практики. Герои-идеалисты ещё преобладают в зарождающемся партийно-советском аппарате нового государства. Революция немедленно открывает перед массами своих сторонников перспективы карьерного и личностного роста- "делания себя" в процессе овладения новыми профессиями и навыками.
К концу гражданской войны управление национализированной экономикой и всем обществом сосредоточено в партийном аппарате.Власть Советов и профсоюзов становится декоративно -номинальной.
Подавление Кронштадтского восстания, разгон рабочих демонстраций, разгром крестьянского движения на Тамбовщине и других крестьянских выступлений, — всё это означало, что политическая форма отделилась от своего первоначального социально-классового содержания, превратившись в чуждую и враждебную силу. Силу, обращенную против всего гражданского общества, в том числе и против российских пролетариев, от имени которых она выступала и об интересах которых она на словах пеклась.
Х съезд партии и знаменитое решение «Об анархо-синдикалистском уклоне» означали полное становление новой иерархической структуры партийно-государственного аппарата управления, её политико-юридическое закрепление.
НЭП стал вторым этапом формирования бюрократического общества нового типа. В "Капитале" Маркс писал о формировании капиталистического способа производства. В качестве его первого этапа он выделяет мануфактурную стадию формального подчинения труда капиталу.п о аналогии с Марксом можно сказать, что НЭП тоже был этапом формального подчинения общества новой исторической форме власти-собственности.
На основе новых социально-политических отношений возникал новый социальный слой, жизненно заинтересованный в них. Происходящему способствовало три фактора: наличие социальной базы в обществе, откуда этот слой мог черпать пополнение, отсутствие конкурентов во власти, структура стоящей у власти большевистской партии и процессы, происходящие в ней. Партия, вознесённая революцией над рядовым гражданским населением, устанавливала свой контроль над всей сферой принятия решений относительно социальных проблем — и в первую очередь тех решений, которые касались средств производства. Следовательно она стала классом — совокупным субъектом- частным собственником национализированного производства. Критерием принадлежности к этому классу является доступ к сфере принятия решений на любом уровне иерархии.
«Аппарат власти и управления становится бюрократическим, если каждый из чиновников материально и духовно связан с государственным формализмом, обладает монополией на управление и политическое знание и осуществляет действия, направленные на освещение государства и бюрократии как его тела».
Бюрократия становится классом, заменив горизонтальные экономические связи общества на вертикальные политико-административные. Она монопольною контролирует общество, реализуя в этой монополии себя как собственника.. Этот класс политической и производственной бюрократии, вслед за М. Восленским, традиционно называют «номенклатурой». Это единая иерархическая корпорация - живое воплощение государственной власти.
В эпоху НЭПа номенклатура ещё формируется из множества молодых энтузиастов - рабочих и крестьян, перешедших на руководящую работу. В рамках самой партии сужается круг людей, принимающих самостоятельные политические решения. В борьбе с оппозициями добиваются остатки самодеятельности, романтики-идеалисты отодвигаются на задворки. Борьба партийных лидеров и группировок становится всё более беспринципной, и идеологические лозунги - предлогом, маскирующим соперничество вождей. Намечается тенденция к обожествления вождя партии - задолго до триумфа Сталина. А сам Сталин по своим личным качествам лучше всех был приспособлен к условиям закулисной борьбы в замкнутом пространстве партийного Олимпа. Так формирующийся бюрократический аппарат проводит кадровый отбор, оставляя в своих рядах два типа личностей, о которых мы уже говорили.
Но реальная картина той эпохи не сводилась к одному перерождению и диктатуре. Революция немедленно открыла перед самыми широкими слоями трудящихся каналы социального роста-профессионального, образовательного, карьерного. Миллионы неграмотных рабочих и крестьян волевым усилием овладевают новыми профессиями, навыками управления,приобретают новые знания и расширяют кругозор. В течение 1920х годов партийный аппарат увеличивается за счёт выходцев из низов, и вырастает новый аппарат управления. Мифология бюрократического сознания охватывает всё более широкие слот населения, приобщающиеся к культуре вместе с новой властью. Важнейшим элементом нового мифа стал образ абстрактного "светлого будущего", ради которого можно пойти на жертвы в настоящем. Мистическим элементом здесь является не сама идея этого будущего, а её абстрактность. Когда это абстрактное стремление возведено в абсолют и используется для оправдания всяких государственных гнусностей в настоящем - тогда оно становится идеологическим средством эксплуатации и практическим воплощением формулы Бернштейна в новом обществе.
Миф бюрократического сознания распространяется всё более широко вместе с новым культурным и политическим строительством нового государства. Надежды на быструю мировую революцию тают, и на повестке дня - проза обустройства в пределах отдельно взятой страны Но осталось рождённое революцией мощное идеологическое поле, во многом напоминающее идейную атмосферу раннего капитализма. Протестантская этика, о которой писал Вебер сформировалась в мощном идейном поле позднего Средневековья задали столь же мощную психологическую мотивацию выходцам из поднимающегося социального слоя. Рождённое нашей революцией аналогичное идейное поле втянуло в свою орбиту пробуждающиеся к жизни слои общества. Сформирован тот человеческий материал, которому по плечу стали все великие свершения и переломы 1й половины 20го века
Съезды партии принимают твёрдое решение -строить социализм в отдельно взятой стране. Пути построения были обусловлены общими представлениями того времени о природе социализма, как об единой фабрике в масштабах всего общества. К этому времени укрепился государственный и идеологический аппарат, сформировался человеческий материал, готовый к личной аскезе и самопожертвованию в борьбе за торжество новых идеалов. Индустриализация и коллективизация стали 3м, завершающим и решающим этапом формирования нового общества. Он аналогичен промышленному перевороту при капитализме- этапом реального подчинения общества и труда(точнее,всех видов общественной деятельности) потребностям его новой бюрократической организации и формирующемуся новому классу господ - номенклатуры. Создаётся новая предметность в виде новых фабрик и заводов со специфической организацией,мотивацией и режимом труда. Сельское хозяйство и духовная культура реорганизуются в соответствии с потребностями нового общества. Социалистический энтузиазм народа стал одним из движущих сил этого становления и рождения двух параллельных, друг друга предполагающих класса - номенклатуры и управляемых производителей (материальных и духовных ценностей).
Весь последующий период завершается формирование бюрократического общества, что сопровождается обвальным нарастанием вертикальных связей. Их пирамидальная иерархия замыкается на вершине пирамиды с одним человеком во главе.Система нового производства только ещё создаётся совокупным волевым усилием. Один человек,не будучи ни профессионалом, ни мудрецом,способен управлять гигантскими отраслями хозяйства, приобретая новые знания и навыки. Формирование нового аппарата завершилось складыванием режима сверхвласти одного человека.С помощью партийно-государственного аппарата этот человек контролирует подвластное общество, а с помощью выдвиженцев из народа, лично ему преданных, он контролирует сам партийный аппарат.
Контроль требует идеологического оправдания, и революционный марксизм (несовершенный и изобиловавший противоречиями) вырождается в государственную идеологию с аппаратом жрецов-идеологов на содержании государства.Эксплуатация социалистического энтузиазма народа(стремящегося к непонятному "светлому будущему") внутри страны и паразитирование на идеалах коммунизма за её пределами (для обычных имперских интересов) стало элементом государственной политики - внешнеё и внутренней.Коммунизм стал брендом политики,весьма эффективным в то время.
За всё время формирования нового строя человек из традиционного общества немедленно получал возможность профессионального,социального,личностного роста. Он немедленно включался в коллектив, объединённый едиными целями и деятельностью, требующей приобретения новых знаний и навыков.С 1914го по 1946 годы миллионы людей выбрасываются из привычных условий жизни, испытывая громадные психические перегрузки, растёт социальная мобильность по вертикали и по горизонтали,восходящая преобладает перед нисходящей.Новый экономический порядок обеспечивает высокую социальную защиту, требует всеобщей грамотности населения и новейшей техники. Всё это компенсирует убожество бытовой повседневности (она очень долго оставалась убогой), и подпитывало аскетический энтузиазм с его устремлением в "светлое будущее", стимулировало традиции коллективной повседневности с общими целями, интересами,соучастием и взаимовыручкой. Сформирован человеческий материал, который вынес все "перегибы" коллективизации, иррациональный сталинский террор и поражения первых месяцев войны. В начале 1930х годов были полностью заложены основы всех последующих культурных и технологических успехов нового общества.
Итак, к середине 1930х годов складывается общество, которое можно назвать бюрократической формой собственности или БФС. Его базисом стала индустриальная плановая экономика, производящая показатели и ради показателей. Собственником является класс номенклатуры, как единый совокупный частный собственник Показатель выступает, как превращённая форма товара. «Погоня за чинами — это политическая форма погони за прибылью». Новая форма экономической организации обеспечивала высокую социальную защищённость вснх его участников - рядовых и "генералов", неплохую динамику роста производства группы "А", концентрацию ресурсов и усилий в нужное время и в нужном месте - отсюда мощный ВПК и превращение в сверхдержаву. Но эта же система продемонстрировала свою неспособность удовлетворить спрос отдельного потребителя и систематически обновляться технологически.Расти эта система могла только вширь - за счёт строительства новых предприятий. Дефицит, блат, диктат производителя над потребителем, распределителя над производителем и хроническая нехватка рабочих рук были столь же неотъемлемыми её атрибутами, как безработица и кризисы -при капитализме.
В 1930-е годы новый класс только-только сформировался,новое хозяйство ещё создавалось, и один человек, в лицо зная директоров всех крупных заводов, мог управлять громадными отраслями и решать проблемы чисто волевым усилием и мобилизацией управляемых.Вертикальная иерархия нарастает, ломая остатки всех групповых связей, и судьба отдельного чиновника также висит на волоске. как и рядового винтика системы. Конечно же, в общих чертах обрисовываются различные группы внутри самой бюрократии, различные по месту в системе управления, интересам и психологии - собственно партийный аппарат, госбезопасность,военные, милиция, хозяйственная бюрократия и непосредственные распределители благ(снабженцы и сфера услуг).Партийный аппарат играет роль парламента буржуазных демократий - это место,где принимаются окончательные решения и поле консенсуса позиций разных группировок. Правда, в описываемую эпоху всё это было в эмбриональном состоянии-под пятой сталинской вертикали, всех уравнивающих одним страхом смерти. Ежовщина завершила выстраивание вертикали власти. В процессе этого выстраивания возникли нежелательные (для самого государства) побочные эффекты - дезорганизована система управления, на первый план вышла репрессивно-паразитическая сторона деятельности бюрократии,сконцентрированная в деятельности госбезопасности.Имитация деятельности по борьбе с врагами народа дезорганизовала систему управления. Усилия Берии поэтому сосредоточатся на упорядочении работы репрессивного аппарата.
Сталин персонифицировал складывание всей иерархии, он дал новому обществу свою идеологию,приведя в порядок все идейные течения эпохи. Его личные способности позволили ему взобраться на вершину формирующейся пирамиды власти,стать её повивальной бабкой и удержаться на её вершине в самое опасное время, подставляя на роль жертвы других.Периодическое возвышение и отстрел целых слоёв руководителей стал своего рода "кадровым отбором" в новый господствующий класс. Все идеалисты и романтики были выбракованы, остались те психологические типы, о которых мы говорили. Ни о каком развитом классовом самосознании речи ещё быть не может-появилось социальное подсознательное, воплотившись в предпочтениях,вкусах,характере. На уровне сознания номенклатура будут говорить чужим языком - идеологическими штампами сталинского истолкования марксизма штампами. Они надели кожу поверженного противника, сохранив идеологическую привлекательность для миллионов людей во всём мире. Идеология стала сильным психотронным оружием, и для её пропаганды создаётся армия профессиональных философов-идеологов.С одной стороны, они разрабатывают и пропагандируют идеологию, с другой - за ними нужен контроль, ибо они начинают мыслить и развивать теорию всерьёз.Поэтому вся интеллигенция объединяется в союзы, принимается на содержание и ставится под контроль государства.
Большинство старой партийной гвардии составляли люди, сильные духом, прошедшие гражданскую и мировую войны, царские казематы и каторги — но лишь потому, что они боролись с врагами. Это и придавало им стойкость ("гвозди бы делать из этих людей-крепче бы не было в мире гвоздей").. Но перед «сухой гильотиной» (выражение С. Коэна)партийного остракизма они капитулировали.. И они предавали и клеветали, принося себя в жертву политической целесообразности. ставшего их квази-я: партии, как воплощения всех добродетелей, источника истины в последней инстанции. Сама их гибель под топором сталинского террора была их морально-политическим самоубийством. Психологические механизмы этой капитуляции вскрыты А.Кёстлером("Слепящая тьма").
«Это было невиданное в истории самоистребление». Сама зловещая фигура Сталина вырастает как порождение шизофренических галлюцинаций всех этих пашек корчагиных, павликов морозовых, сергеев костриковых и молодых онисимовых. Старая партийная гвардия убила сама себя - её идейные комплексы завели её тупик идейный и политический, и только перед лицом смерти они начали переоценку ценностей, начав работу мыслителей 20го века.
Большевики- первого поколения — суть переходные фигуры.Они воображали, что целуют Клио в губы,она же- с божественною улыбкою Джоконды подставила им свой грязный женский зад. Объективно став классом новых господ, они субъективно оставались идеалистами-романтиками.Со сменой поколений аппарат начал воспроизводить себя как класс, сознательно и целенаправленно укрепляя свою власть. С этого момента мы вправе говорить об окончательном перерождении партии большевиков,политическом и идейном. Процесс эмансипации номенклатуры затянулся на многие годы.. Аврора дала залп по самим стрелкам, только снаряды попали в них через 20 лет после выстрела. Это прекрасно доказывает, что не только мы творим будущее, но и оно — нас.
В новом обществе производятся показатели. Производители работают частично по найму, частично-из энтузиазма или по прямому принуждению. Совокупный общественный продукт присваивается бюрократией в целом и распределяется по принципу иерархии. Непосредственные производители при не являются пролетариями капиталистического типа, ибо не продают свою рабочую силу.как товар. Это хотя и предполагает продуктивность труда, но вместе с тем сообщает этой продуктивности формальный характер. Ведь трудящийся прекрасно знает, что свой кусок хлеба он всегда получит, как бы он ни работал, и что достижение материального благополучия в его стране связано не с успехами на производстве, а прежде всего с удачным продвижением по иерархии государственных организаций, опутавших всё общество — КПСС и ВЛКСМ. Бюрократия, заинтересованная в исполнителе, вынуждена была налаживать ему сносное и стабильное житьё, относиться к нему как к своему партнёру и превращать в бюрократа по своему сознанию. Их отношение друг к другу — обоюдно бюрократическое. Это отношение подчинённого и начальника. Рядовые граждане получают свою долю общественного продукта в силу положения в управленческой иерархии.
ВТОРОЙ ПЕРИОД советской истории - середина 1930х - середина 1960х годов. Сформировавшееся общество воспроизводится и эволюционирует на собственной основе, и основное содержание этого периода - переход от жёсткой сталинской вертикали к номеннклатурной коллегиальности и консенсусу. Война стала главным испытанием нового порядка на прочность и оказалось успешным.Внешняя угроза заставила сместить акценты внутренней политики на "рабочую" сторону управления. Изменились условия выдвижения кадров-на первый план вышли люди с реальными деловыми качествами, а не доносчики с карьеристами.
Победа в войне и распространение бюрократического общества вширь ( на страны Восточной Европы и Восточной Азии ), необходимость развития ВПК в условиях противостояния с Западом стали мощным стимулом к развитию науки и тяжёлой промышленности. Уже во время войны процесс принятия решений становится всё более коллективным. Один человек уже не может контролировать всё общество. Послевоенные годы стали периодом умирания режима сверхвласти и укрепления государственной номенклатуры, организующей работу промышленности.Репрессивные кампании более не встречают энтузиазма ни в обществе, ни в государстве.Смерть Сталина и развернувшаяся после неё борьба стала победой "рабочей" бюрократиии над репрессивно-паразитической её частью,сконцентрированной в органах госбезопасности. Победа Хрущёва стала первым отрицанием иерархии внутри самой иерархии, превратившем партаппарат в привилегированное сословие со стабильными жизненными привилегиями.Устранение наиболее грубых форм внеэкономического принуждения,массовое освобождение политических заключённых,ослабление идеологического контроля стимулировало оживление нового гражданского общества.Не случайно именно в это время зарождается диссидентское движение.
Этому способствовали экономические и политические успехи СССР - освоение космоса,развал колониальной системы, антибуржуазные движения во всём мире, вдохновлённые советским примером. Нарушается культурная изоляция страны, и новые стандарты потребления проникают в жизнь рядовых граждан. Устремлённость в будущее начинает выдыхаться, и его потусторонность потихоньку испаряется из трезвеющей повседневности.Постоянное вмешательство верховного вождя партии в рутинную работу государственного аппарата начинает восприниматься последним, как надоедливая помеха. В конечном итоге Хрущёв был заменён покладистым преемником - Брежневым. Это стало логическим завершением тенденции, наметившейся в конце 1930х - жёсткая сталинская вертикаль окончательно сменилась номенклатурной коллегиальностью.
Начинается ТРЕТИЙ ПЕРИОД в истории советского общества,продлившийся с середины 1969х до 1985го года - золотой век его наивысшего расцвета и вместе с тем - обнажившего симптомы ещё скрытого кризиса. Внешне в это время всё стабильно - одни и те же дряхлеющие партийные вожди произносят с трибун всё те же ритуальные фразы, Советский Союз достигает вершин политического могущества, весь мир дрожит перед кремлёвскими старцами, а серая скука повседневной жизни остаётся неизменной. Отсюда и возникло название "застой", которое ни в коей мере не исчерпывает содержания этого времени.
Преобразования предшествующего периода принесли свой результат - меняется социальная структура общества. Размывается уклад традиционной жизни - с начала 1960х численность городского населения превысила половину населения страны.Повышается уровень жизни - советское общество становится вариантом общества потребления - со своей спецификой.Потребительство начинает задавать тон в массовом сознании, из которого испаряется советская мифология с её культом жертвенности.Повседневная жинь и психология индивидуализируются, и из прежних форм организации и массовой активности постепенно уходит жизнь - они становятся ритуальной формой социальности. Миф бюрократического сознания испаряется,бог идеологии умирает, и трезвый ум подвергает окружающую реальность суровой и бескомпромиссной критике В отличие от Запада, советский вариант общества потребления имел ряд слабых мест - слабых в деле социального контроля. Прежде всего, это высокий уровень и общедоступность образования - он рождает специфические культурные запросы и навыки самостоятельного мышления. Режим труда, дешёвое жильё,бесплатное всеобщее образование и медицина - всё это стало предпосылкой развития массовой самодеятельности досуга и достижений во всех областях духовной культуры.
"Золотой век" советского общества стал временем наивысшего развития протестного движения - деятельности диссидентов.Самые первые из них появились в конце 1930х годов - это было первое поколение, сформировавшееся в новом обществе. Молодёжь начинает самостоятельно применять полученные знания,критически оценить общество с точки зрения провозглашаемых идеалов.Естественно, такие попытки заканчиваются конфликтом с государством и идейным противостоянием существующему обществу и оправдывающей его идеологии.Вплоть до конца 1960х идёт формирование протестного сознания, которое оказалось зеркальным отражением советского мифа. В процессе формирования сознание протестующего эволюционировало от антисталинизма к антиленинизму и антикоммунизму.Эволюция завершалась двумя идейными итогами - либо либерализмом с романтизацией и фетишизацией рынка, частной собственности и парламентской демократии, либо националистическим почвенничеством с культом "соборности", "духовности" и усиливающимся антисемитским акцентом.Новое поколение советской интеллигенции заимствовали идеи у интеллигенции Серебряного века. Советская реальность для диссидента была тем же, чем для гуманиста эпохи Возрождения были средние века - аномалией и выпадением из реальности.Короче говоря, протестное сознание породило свою мифологию Возвращения - зеркальное отражение советского мифа. Но вернёмся к исследованию эволюции советского общества.
При Л. И. Брежневе номенклатура политически эмансипируется. Можно сказать, что вместе с ним к власти приходит партаппарат в целом (что вызывало зависть остальных группировок номенклатуры, обретших в эту эпоху относительную самостоятельность). Все группы номенклатуры получают свою долю политической власти в виде безраздельного права хозяйничать в своей вотчине и таким образом перераспределять общественный продукт в свою пользу. Отдельные партийные секретари чувствуют себя удельными князьями в своих вотчинах. Между «партийными боярами» устанавливаются неформальные приятельские отношения по принципу «живи сам — и давай жить другим». Господствующим типом чиновника становится карьерист, превративший государственные задачи в задачи дачно-квартирные, а государственную цель — в личную цель приобретения дефицитных благ. В аккуратно подстриженных номенклатурных головах золотой брежневской эпохи, подспудно предвосхищая поздние «радикальные экономические реформы», начинается приватизация государственной собственности (включая чины спецслужб, использовавших разведканалы для приобретения заграничных шмоток). Таким образом в деятельности бюрократии снова усиливается репрессивно-паразитическая сторона. Бог идеологии окончательно испускает свой дух, оставив после себя высохшую шкуру занудных партийных, профсоюзных и комсомольских собраний Сама же идеология всё более воспринимается, как обременительное правило игры. Политические дивиденды от коммунистической идеологии к этому времени сокращаются, ибо практика "реального социализма" уже дискредитирована в глазах мировой левой общественности. Во внутренней политике эффективность "бренда" тоже сходит на нет- у рядовых граждан коммунистические лозунги вызывают отвращение Но сохраняется военно-политическое противостояние двух систем, в котором применяется и психотронное оружие идеологии. Конкуренцию двух ВПК дополняет конкуренция идеологических упаковок - две системы занимаются ещё и войной компроматов. Не видя бревна в собственном глазу идеологи обеих сторон подмечают малейшую соринку неблагополучия в стане противника и помогают всем протестным движениям.
Во всех уголках земного шара воля одних подонков наталкивается на волю других таких же подонков, одна всемирная сволочь чистила ряшку другой такой же сволочи.Сие взаимное мордобитие объективно способствует всемирно-историческому прогрессу - Луис Корвалан и Буковский получили свободу, и каковы при этом цели противоборствующих сторон - дело десятое.
Режим «застоя» окончательно разрушил иерархию внутри иерархии и и стремится уравнять позиции различных групп бюрократии. Обостряется закулисная борьба различных группировок. Объект бюрократической собственности становится теперь уже как бы «ничейным», коллективной кормушкой раздирающих его коррумпированных кланов. И если И. В. Сталин — это Пётр I нашей бюрократии, то Л. И. Брежнева можно назвать её Екатериной 2й.Если партийный аппарат в это время начинает разлагаться, то госбезопасность и военные почти не затроуты коррупцией. Они остаются боеспособными отрядами номенклатуры,способными принимать решения в интересах государства в целом.
Остатки идеализма полностью испаряются из политики и из аппарата - основной фигурой становится беспринципный потребитель, услужливый и нахрапистый в удовлетворении своих амбиций. Во всех слоях общества утверждается оруэлловское двоемыслие: торжество потребительства при его ритуальном осуждении.
Это моральное разложение было симптомом агонии бюрократии как класса. Политическая эмансипация «всей» бюрократии стало её самоотрицанием. Вся советская система управления приходит в кризис. К началу 1980х кризис назревает окончательно. Этому способствует и наметившееся экономическое отставание от Запада, и морально-политическое поражение, понесённое при подавлении антибюрократических движений в Чехословакии и Польше и при вторжении в Афганистан. Сложившаяся система социального и идеологического контроля, мотивации к труду и система мобилизации управляемого населения - всё это переживает глубокий кризис.Слабое идейно и организационно диссидентское движение разгромлено к 1980му году, но сохранилась социальная почва, рождающая новых протестующих.У рядовых граждан пропадает стремление к самопожертвованию во имя каких-то больших целей и преобладают потребительские настроения.Крепнет массовое недовольство по отношению к группам,выделяющихся материальным достатком и вызывающим поведением - партаппаратчикам и торговым работникам.Эти ребята произносят красивые слова с трибун, а сами жрут вкусные вещи из закрытых распределителей, ездят на красивых машинах,пьют особые вина и т.д.Циничный потребитель-карьерист стал единственным психологическим типом,безраздельно господствующим в среде номенклатурных верхов. В их повседневном быту буржуазность торжествует окончательно, и социальное подсознательное воплощается в доктринально-идеологическое сознательное - готовые западные учения и идеи диссидентов заимствуются образованными аппаратчиками (пока ещё для личного потребления).
Необходимость преобразований становится очевидной всем сознательным группам советского общества - в том числе и передовой части номенклатуры.Старые формы управления и идеология отторгалась всеми его слоями.Но вот что это за преобразования, и куда они должны привести - здесь не было никакой ясности. Существовала лишь логика материальных интересов тех групп,которые определяли последовательность и направление преобразований. Реформы планировала самая трезвомыслящая и передовая часть бюрократии -госбезопасность. В течение всего брежневского периода эдесь собирались лучшие интеллектуальные силы, собиравшие и анализировавшие информацию внутри страны и со всего мира.Номенклатура и стала главным субъектом преобразований, неизбежность которых определялась всем предшествующим развитием общества.Смерть Брежнева и последовавшая за ней невнятная чехарда лидеров стали организационным кануном неизбежных реформ.
Пришествие на престол Горбачёва, объявившего Перестройку стало началом нового исторического периода - современного периода ПОСТСОВЕТСКОЙ истории - явного и продолжающегося кризиса бюрократического общества. Этот период продолжается на наших глазах, мы в нём живём, он ещё не завершился пока никаким определённым результатом.
Начальным этапом кризиса стала Перестройка.Сам термин выдаёт бюрократическую природу её автора,полагающего,что можно проектировать общество, как дом.На этом восторженном этапе преобразовательные поползновения "верхов" совпали с высвобожденной энергией протеста низов. Те и другие радостно сбрасывали себя старые проржавевшие цепи идеологических и политических форм организации. За 6 лет советские массы проделали путь, пройденный мыслящей частью России за предыдущие 60лет. Новые телепрограммы и публикации в толстых журналах произвели революцию в общественном сознании, отбросившем старый советский миф. Всё, что было достоянием узкого круга посвящённых, стало доступно всем желающим Общественная мысль в лице перестроечных публицистов повторила идейный путь диссидентов - от сталинизма к антиленинизму и антикоммунизму, завершившись формированием западнического и почвеннического варианта мифологии возвращения. Освобождение от старых форм контроля вызвало прилив массового оптимизма и подъём политической активности. На этой новой идейно-мифологической основе формируются уже политические организации, преследующие политические цели. Они распадались на те же два противоборствующих направления - 1. прозападники-либералы и 2.почвенники-националисты, недовольные "бездуховным" Западом. Движения левых (анархисты,социал-демократы и "диктатурщики") не отличались ни оригинальностью мысли, ни политической гибкостью, ученически копируя готовые теоретические штампы. Очень скоро они сошли на нет, уступив всё влияние ярым рыночникам-либералам.Протестное антибюрократическое движение выступает в сублимированной идейной форме, отталкивается от всего советского наследия и спешит избавиться от всякого намёка на левизну.Штампы мифологии Возвращения задали определённую тематическую рамочку общественной мысли и ограничили спектр осмысления социальных проблем и возможных путей их решения. Таким образом, в конце 1980х годов, на "интеллектуальном поле" общества произошли решающие изменения, определившие на все последующие годы исходные предпосылки и стереотипы общественной мысли, программирующие политическую практику различных групп населения, партий и движений. Программы большинства возникших политических партий повторяли одно и то же (про частную собственность, рыночную экономику и правовое государство), и проснувшееся "свободомыслие" широких слоёв общества было на удивление однообразным. Мифология Возвращения стала идейной основой всех вновь возникших политических организаций, кодируя и программируя их практику. Западнический вариант мифологии в лице разношёрстных демократов доминировал, выполняя мобилизующую роль в этой новой картине мира. Почвенники же играли роль "плохих парней"и пытались идеологически обновить существующее государство, заменив коммунистическую фразеологию откровенным великодержавным национализмом фашистского толка. Но если демократы-западники провозглашали оптимистический проект демократического преобразования страны, то почвенники ничего привлекательного, кроме казарменной мобилизации и нового идеологического контроля, населению предложить не могли. В результате в эпоху перестройки их влияние на массы было минимальным, и в массовом сознании они воспринимаются, как образ врага. К 1990 году вся передовая часть общества охвачена революционным энтузиазмом. Антикоммунизм становится идеологией освобождения (иллюзорной формой сознания), и всё общественное негодование направлено против партийного аппарата - воплощения тоталитарно-коммунистической диктатуры.Проклятые коммунисты разъезжают в чёрных волгах-"членовозах", жрут продукты из закрытых распределителей, всё регулируют и контролируют, виновны в прошлых и нынешних преступлениях.Поэтому необходимо уничтожить КПСС,раздать колхозную землю фермерам, разрушить всю административно-командную систему - и наступит рыночное изобилие, потребительский рай, как в Швеции или в США. Эта перспектива скорого демократического преобразования страны увлекла за собой и подняла на борьбу широкие массы населения. Разумеется, волна протестного движения увлекла за собой массу беспринципной карьеристской сволочи, спешно делающей карьеру в возникающих политических движениях.Масса номенклатурных идеологов меняла идеологические приоритеты, подстраиваясь под новую конъюнктуру. Самообман масс причудливо переплетался с циничной манипуляцией перестроившихся идеологов и столь же циничными расчётами формирующихся денежно-политических группировок. Политический капитал номенклатура начинает сознательно конвертировать в экономический. Аппаратчики среднего и низшего звеньев перебегают в новые политические структуры демократического движения, доламывая советскую структуру управления,идеологию и экономику.Лидеры новых "демократических" партий, равно как и партийно-комсомольская номенклатура, всё более активно стали заниматься бизнесом. Приобретённый на прежней работе опыт и связи обеспечили выходцам из номенклатуры социальный успех в новых условиях. Стремительный успех протестного движения стимулировал распад государства и укрепление местных "элит" на волне национальных движений. Протестное демократическое движение в России (опиравшееся на широкую народную поддержку и выдвинувшее харизматичного Ельцина) решило исход борьбы. Август 1991года стал триумфом и одновременно лебединой песней народного демократического движения со всем его нравственным пафосом противостояния ненавистной номенклатуре. Все накопленные за весь предшествующий период культурные смыслы были израсходованы в этом всенародном противостоянии ГКЧП. Морально-политический фактор сыграл решающую роль в этой победе.
"Лихие" девяностые стали вторым этапом современного кризиса, заложив основы современной России."Стадию первоначального оскотинивания" можно назвать ещё началом нового классообразования. Прежняя стабильная советская номенклатура с чёткими правилами попадания в неё и правилами делания карьеры распалась. Господствующий класс пребывает в состоянии структурной перестройки, не завершённой и по сей день.Он формируется заново из трёх источников 1. бывшая советская номенклатура, обладавшая наилучшими стартовыми условиями 2. бывшая советская культурная элита, на девяносто процентов тоже принадлежавшая к номенклатуре и 3. все социальные группы,облаадавшие грубой силой - бандиты,военные,милиция. Все они после распада СССР стали расхватывать бывшую госсобственность в условиях жёсткой конкуренции. В форме многочисленных разборок к началу нового тысячелетия прошёл набор кадров в новую "элиту". Выходцы из третьей группы понесли наибольшие потери, но первичный передел собственности произошёл без серьёзных внутренних потрясений. Этому способствовала пассивность управляемых низов, растерянных и мировоззренчески дезориентированных. Исчезли прежние мировоззренческие ориентиры, и ничего на их месте, помимо сочинённых циничными идеологами суррогатов не появилось. Верхи полностью поглощены своими внутренними проблемами по разворовыванию государственного имущества и конвертированию власти в собственность. Внешняя и внутренняя политика выстраивается по логике социального подсознательного, и некому выстраивать серьёзную стратегическую политику в масштабах всего государства. Только прикормленные номенклатурные интеллектуалы безуспешно пытаются состряпать "национальную идею" в качестве идеологической "разводки" для управляемых "лохов". Формальная политическая демократия с всенародными голосованиями, референдумами, партиями и кандидатами стала по сути глобальным политическим лохотроном - "игровым полем политики" (с запланированным результатом). Прежнее советское гражданское общество умирает, а ещё только-только нарождалось. Его составной клеточкой становится торговая лавочка под силовым прикрытием - "крышей". Закладываются экономические, политические и культурные основы современной России. В целом же в 1990е годы процессы распада и хаоса преобладают над процессами созидания Новый режим присвоил себе идейные костюмы протестного движения предшествующей эпохи и попытался слепить из них новую глобальную идеологию националистического толка, бесплодно вымучивая всеобъемлющую "национальную идею". Поставленная задача оказалась не под силу циничным номенклатурным идеологам. Ничего, кроме прикормленного казённого православия они придумать не смогли. Глобальная государственная задача по сей момент не решена.
«Радикальные рыночные реформы» лишь узаконили уже зародившееся в советской «теневой экономике». Чиновники и бандиты изо всех сил тужились, пытаясь превратиться в цивилизованного буржуа. Бандиты и чиновники радостно кинулись друг другу в объятия, добившись консенсуса интересов на все примиряющем мешке с золотом.
Но новая бюрократия связана с обществом с помощью всё той же иерархии. Единая вертикаль распалась на пирамиды отдельных ведомств, воюющих между собой за сырьё и прибыли. Производство на прибыль радикально отличается от производства на план, и переход к капитализму фатально обрёк страну на превращение в буржуазную страну 4го эшелона и колониальную демократию.
В сущности, социальным содержанием постперестроечного периода стала структурная перестройка господствующего класса и запущенный сверху процесс классообразования. Изменились правила попадания в число "хозяев жизни" и правила делания карьеры в этой среде. Но ни первичный передел собственности, ни путинская стабилизация не вывели общество из глубокого кризиса, охватившего все сферы его жизни. Демократическое движение предшествующего периода дискредитировало себя,его идеи и лозунги обанкротились в процессе практического воплощения и стали частью официального "поля идеологии". Самодискредитировалась сама практика демократических движений, лидеры которых решали собственные экономические проблемы за счёт рядовых членов, либо откровенно продавались Западу в надежде на заграничные славу и комфорт. Решения во внешней и внутренней политике определялись не рациональным пониманием собственных интересов и интересов государства в целом, но логикой собственного социального подсознательного. Этому немало способствует социальная атомизация и мировоззренческая дезориентация масс. Прежняя советская картина мира в одночасье была сломана, а новых позитивных целей, помимо навязываемых пропагандой суррогатов так и не появилось
Ограбление низов в результате гайдаровских реформ, рост социального неравенства, дефицит бюджета, кризис неплатежей, развал сельского хозяйства, торговля природными ресурсами, усиление финансовой зависимости от Запада, номенклатурно-буржуйское компрадорство - всё это стало невыносимым к концу 1990-х и сделало очевидной необходимость изменить внутреннюю и внешнюю политику. Первоначальное перераспределение власти и собственности завершилось, и внутри господствующего класса наметилась тенденция к консолидации.
Запланированная победа Путина в 2000 году открыла современную страницу в истории нашего Отечества,. Сущность переживаемого нами вялотекущего момента - это состояние отдыхающей стагнации. Высокие цены на нефть и газ, загрузка оставшихся от советского прошлого производственных мощностей, усталость всех слоёв общества от социальных потрясений и неясность мировоззренческих ориентиров - всё это позволило обществу немного перевести дух.Это "немного" продолжается уже без малого 11 лет.
Чтобы верно оценивать политическое развитие «посттоталитарной» России, необходимо помнить, что любые свободные (даже без кавычек) выборы в современных условиях, — суть выборы не социально-экономических стратегий, но идеологических этикеток-брендов
Этот идеологический плюрализм и субтильная многопартийность суть атрибуты глобального политического лохотрона. Все существующие в России политические партии лишь канализируют активность управляемых масс в нужное власти русло, превратив их в презерватив многоразового использования. Эта канализация есть способ манипулирования. Парламентские фракции демократически представляют интересы различных группировок господствующего класса. Бюрократия эволюционирует, приспосабливаясь к изменяющимся условиям, прекрасно реализуя свою власть в условиях формального парламентаризма А общество позволяет это делать.
Так что впереди долгая и трудная эволюция самого гражданского общества. Новые поколения должны прийти со своими идеями и смыслами, провести ревизию и переоценку ценностей.
На главную  |  В начало
Hosted by uCoz